1 . Прочитайте текст. «...Беззаконный же шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал вел...
Условие:
1 . Прочитайте текст. «...Беззаконный же шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабеж, избиение и поругание. люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть...» Ответьте на вопросы. 1. О каких событиях идет речь в приведенном отрывке? 2. В каком году эти события происходили? З. О каком князе идет речь в отрывке? 2. Прочитайте фрагмент из «Повести о стоянии на Угре». «...Князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам спаса и пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать это с отцом своим митрополитом Терентием, и со своей матерью великой княгиней Марфой, и своим дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепископом ростовским Вассианом, и со своими боярами — ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве. И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за православное христианство... Князь великий послушался их мольбы: взяв благословение, пошел на Уфу и, придя, стал у Кременца с небольшим числом людей, а всех остальных людей отпустил на Угру <...> [Хан] Ахмат же со всеми татарами пошел по литовской земле мимо Мценска, любутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не послал... Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку <...> И пришли татары, начали стрелять, а наши – в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие – на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река <...> Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар – чтобы, соединившись, вступить в битву с противником <...> вот тут-то и случилось чудо пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал. [Хан] же бежал в орду, и пришел на него ногайский царь Иван и орду взял, и его убил <...> И так избавил Бог и пречистая Русскую землю...» Ответьте на вопросы. 1. К какому году относятся описанные события? С каким князем они связаны? 2. Какое значение в отечественной истории имеют описанные события? З. Как автор повести относится к событиям, которые описывает?
Решение:
-
В приведенном отрывке речь идет о гонении на христиан в Твери, которое было осуществлено беззаконным шевкалом (вероятно, татарским правителем) и его татарами. Великий князь Тверской был выгнан со своего двора, а шевкал занял его место и начал гонение на христиан.
-
Не указан конкретный год, в котором произошли эти события. Однако, можно предположить, что они произошли в период татарского ига, который длился с XIII по XV века.
-
В отрывке упоминается великий князь Тверской, которого выгнали со своего двора. Конкретное имя князя не указано.
-
Описанные события в «Повести о стоянии на Угре» относятся к XIV веку. Они связаны с великим князем Московским, который отправился в Москву, чтобы просить помощи и защиты для православного христианства.
-
Описанные события имеют большое значение в отечественной истории, так как они связаны с обороной православного христианства от татарского нашествия. Это было одно из важных событий в борьбе Руси против монголо-татарского ига.
-
Автор повести относится к описываемым событиям с почтением и уважением. Он описывает молитвы и мольбы князя и его близких за помощью и защитой православного христианства. Автор также отмечает чудо, которое произошло во время битвы, когда татары внезапно бежали, и никто не преследовал их. Это чудо автор связывает с помощью и защитой Бога и Пречистой Богородицы.